Предложения по совершенствованию миграционной политики в Российской Федерации (1)

Важно

Берик Иманбаев

30 декабря 2023 г.

Период после распада СССР стал серьезным испытанием для России и с политической, и с социально-экономической, и с демографической, и с миграционной точек зрения. Неблагоприятные демографические тенденции, убыль и старение населения были отчасти компенсированы притоком мигрантов из бывших союзных республик. Однако к настоящему времени многочисленные упущения в сфере планирования, управления потоками трудовой миграции, ряд других факторов (в частности, объявленная Западом тотальная санкционная война против России) привели к тому, что миграционная привлекательность России снизилась, а трудовая миграция превратилась в причину напряженности в обществе.

Причиной этих упущений явилось отсутствие продуманной стратегии в сфере миграции и концептуальной согласованности принимаемых управленческих решений в миграционной сфере. В результате миграционная политика в постсоветской России оказалась не в состоянии «встроиться» в общенациональную стратегию развития и превратить трудовую миграцию в действенный трудовой ресурс социально-экономического развития страны.

Перед российской миграционной политикой наиболее остро стоят конкретные стратегические цели, вытекающие из особенностей современного демографического, экономического и политического развития России. Это:

  1. Восполнение естественной убыли населения России за счет организации возвращения соотечественников из-за рубежа
  2. Обеспечение нарастающей потребности российского рынка труда в рабочей силе в условиях сокращения численности национальных трудовых ресурсов за счет привлечения временных трудовых мигрантов
  3. Изменение существующих векторов внутрироссийской миграции, усиливающих неравномерность размещения населения по территории России, и обеспечение роста численности населения стратегически важных регионов страны, прежде всего Дальнего Востока.

Концепция государственной миграционной политики, несмотря на декларируемую нацеленность на реализацию «положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах» так и не смогла обеспечить внутреннюю логику реализуемых на практике мер планирования и управления процессами трудовой миграции. Важнейшие вопросы, стоящие перед страной, относительно «системного и комплексного» обеспечения необходимых масштабов, структуры и направлений миграционных потоков и превращения трудовой миграции из фактора, осложняющего развитие России, в фактор, способствующий ее поступательному развитию, так и остаются без ответа до сих пор.

 

Достижения РФ в сфере трудовой миграции

Важнейшим достижением современной России в сфере трудовой миграции является предоставление российским гражданам и иностранным гражданам-трудовым мигрантам свободы передвижения, места выбора места жительства внутри страны, свобода выезда за рубеж.

Миграционное решение, имеющее важнейшее стратегическое значение, это установление безвизового режима с рядом бывших советских республик. Он является гуманным принципом миграционной политики в условиях, когда новые межгосударственные границы искусственно разделили семьи, родственников, соотечественников, что было результатом веков и поколений, прожитых в единой стране. Кроме того, безвизовый режим пересечения границ является важным фактором, сохраняющим единство постсоветского пространства и обеспечивающим условия для экономической и политической интеграции региона.

Реализация идеи единого рынка труда, которая достигнута в формате ЕАЭС, является результатом осознания роли трудовой миграции для стран региона. Свобода передвижения и трудоустройства для граждан стран-участниц ЕАЭС является важным стимулом для других государств к присоединению к этой региональной интеграционной структуре.

Важным, имеющим стратегическое значение в миграционной сфере, было решение о передаче функции регулирования притока трудовых мигрантов из стран СНГ российским регионам. Передача на региональный уровень полномочий по оформлению трудовым мигрантам патентов и регулированию миграционного притока посредством установления стоимости патента и его ежегодной корректировки.

ПРОБЛЕМЫ

Основной проблемой современной российской миграционной политики является отсутствие концептуальной ясности, четких ориентиров на перспективу. В Российской Федерации так и не сложилось обоснованного, исходящего из соображений государственной целесообразности и принятого на официальном уровне представления о том, какова реальная потребность России в трудовых мигрантах и какова их роль в будущем развитии России.

Это привело к непоследовательности принимаемых управленческих решений, дезориентировало российское общество в отношении целей миграционной политики и понизило миграционную привлекательность России для легальных трудовых мигрантов. Резкие повороты миграционной политики и постоянное «рамочное» реформирование законодательства в этой сфере – это результат импульсивных реакций на становящиеся недопустимо острыми миграционные проблемы.

Остается недостаточно развитой официальная инфраструктура трудовой миграции, т. е. комплекс консультационно-информационных сервисов, предназначенных, с одной стороны, для российских работодателей, а с другой стороны, для иностранных граждан, прибывающих в Россию с целью трудоустройства. В результате процессы привлечения иностранных работников российскими работодателями остаются во многом «авральными» и стихийными, а роль эффективных посредников для мигрантов взяли на себя «теневые формирования», чаще всего – этнические сообщества.

Российской миграционной политике не удается на протяжении 30 лет обеспечить формирование таких инструментов, которые структурировали бы приток трудовых мигрантов в соответствии со структурой спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе. 

В результате, на фоне значительного притока трудовых мигрантов, наблюдается постоянно высокий неудовлетворенный спрос на рабочую силу, а имеющийся квалификационный потенциал трудовых мигрантов зачастую остается невостребованным. В то же время модель организованного набора иностранной рабочей силы и профессиональная подготовка трудовых мигрантов в России в соответствии с потребностями российского рынка труда необоснованно остаются за скобками государственной деятельности. 

Важным упущением российской миграционной политики, обернувшимся в результате резким обострением всех проблем, связанных с трудовой миграцией, является игнорирование политики адаптации и интеграции трудовых мигрантов. Наблюдается упрощенное понимание интеграции и попытки возложить ответственность за интеграцию исключительно на самих трудовых мигрантов.

Вне поля зрения государственных интересов осталась политика в области внутренней ми- грации, в то время как стихийные тенденции, складывавшиеся во внутренней миграции в России в последние 30 лет — низкая мобильность населения и стабильный отток населения из восточных и северо-восточных регионов в европейскую часть России — оказались крайне неблагоприятными для перспектив социально-экономического и демографического развития страны.

ВЫЗОВЫ

Снижение миграционной привлекательности России для потенциальных переселенцев. Это — результат противоречивой, непоследовательной миграционной политики, которая, на словах декларируя заинтересованность России в привлечении постоянных трудовых мигрантов в целом и «соотечественников», в частности, возводит все новые административные барьеры на пути получения прибывшими иностранными гражданами-трудовыми мигрантами легального статуса, их трудоустройства и расселения на территории России. 

Трудовая миграция имеет неконтролируемый характер, несмотря на, казалось бы, очень активную деятельность уполномоченных федеральных органов. Это приводит к формированию значительного сегмента нерегистрируемой занятости трудовых мигрантов, деформирует российский рынок труда. Очевидный факт отсутствия эффективных механизмов планирования, «селективного» и оргнабора, а также контроля трудовой миграции в Россию очень беспокоит российское общество, делает миграцию острой внутриполитической проблемой, провоцирует рост радикальных националистических настроений.

Отсутствие ясного представления о реальном масштабе и структуре миграционного притока, о месте, которые трудовые мигранты занимают в российской экономике. Это связано, прежде всего, с низким качеством миграционной статистики. Статистические трюки, ставящие целью подогнать данные под утвержденные цели, еще более запутывают реальную картину. Отсутствует государственный заказ на серьезные экономические исследования в области трудовой миграции. Это объясняет отсутствие концептуальной четкости миграционной политики и ее непоследовательность.

Масштабность незаконной трудовой миграции и нерегистрируемого трудоустройства мигрантов, что объясняется следующими факторами:

  1. С одной стороны, особенностями существующей экономической системы в России с ее значительным сегментом неформальной экономики
  2. С другой стороны, административными и бюрократическими барьерами на пути получения разрешительных документов для трудоустройства в России иностранными гражданами

Такая ситуация вынуждает мигрантов искать работу в обход существующего закона. Незаконная миграция и нерегистрируемое трудоустройство иностранных граждан наносит существенный урон российской экономике: от деградации культуры трудовых отношений и размывания норм честной конкуренции на рынке труда до недополучения   российским бюджетом сотен миллиардов рублей из-за невыплаты незаконными мигрантами подоходного налога.

Анти-миграционные настроения в российском обществе, не сумевшем адаптироваться к новой для него «мигрантской реальности». В обществе происходит поляризация взглядов политиков и общественного мнения на то, стоит ли России привлекать трудовых мигрантов для решения ее демографических и экономических проблем или приток иммигрантов следует жестко ограничивать. Опросы общественного мнения коренного населения России показывают, что доля сторонников жесткой позиции растет. 

Миграционный отток российских граждан за рубеж, что является серьезным демографическим и экономическим вызовом для России. Наиболее болезненным для экономики России является высокий образовательный и квалификационный состав выезжающих российских граждан, что в сравнении с низкой образовательной структурой трудовых мигрантов, прибывающих в Россию в поисках работы, приводит к ухудшению качества задействованной на российском рынке труда рабочей силы и выступает тормозом на пути формирования инновационного типа развития российской экономики.

Неблагоприятные тренды внутренней миграции. Стихийные внутрироссийские миграции становятся фактором, способствующим еще более неравномерному, асимметричному распределению населения по территории России. У этой неравномерности есть объективные исторические и природно-климатические причины. Однако она усиливается неблагоприятными с точки зрения стратегического развития страны векторами миграции. 

Вместо того, чтобы вовлекать в хозяйственный оборот обширные территории азиатской части страны и развивать экономику регионов России, имеющих стратегическое значение для государства, российское население стягивается в европейские регионы и концентрируется в крупнейших мегаполисах и прилегающих к ним регионах (Москва, Санкт Петербург).

 

Продолжение здесь

Похожие статьи