Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей» (далее - законопроект) направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации для обеспечения государственной защиты прав детей и правового регулирования механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Законопроект предусматривает совершенствование положений Семейного кодекса в части уточнения прав несовершеннолетних детей, установленных в Главе 11 Семейного кодекса, а также регулирования прав родителей, прав родственников детей, предусмотренных в Главе 12 Семейного кодекса, и установления пределов допустимого вмешательства государства во взаимоотношения детей и родителей, а также их родственников.
Законопроект предусматривает презумпцию добросовестности родителя, развивая норму, установленную частью пятой статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, законопроектом предполагается, что полномочия органов государственной власти будут сосредоточены на обеспечении соблюдения гражданских прав ребёнка, таких как право на жизнь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, а также права на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Обеспечение реализации всех прочих прав несовершеннолетнего ребёнка, предусмотренных в Главе 11 Семейного кодекса, возлагается на родителей ребёнка, при этом предполагается добросовестность родителей и разумность их действий.
В соответствии с презумпцией добросовестности родителя, положенной в основу законопроекта, никто не имеет права вмешиваться во взаимоотношения родителя и его несовершеннолетнего ребёнка против воли родителя. Эта презумпция может быть преодолена только в судебном порядке путём ограничения или лишения лица, от которого произошёл ребёнок, родительских прав в отношении этого ребёнка при наличии соответствующих оснований, предусмотренных в статях 73 и 69 Семейного кодекса соответственно.
Для целей сохранения родственных связей ребёнка законопроект предполагает предоставление родственникам ребёнка расширенных возможностей для участия в его жизни. В законопроекте уточняется перечень лиц, отнесённых к такой категории.
Законопроект предполагает приведение в соответствие с Конституцией положений статьи 24 Семейного кодекса, а также статей 54, 61, 65, 66, касающихся вопросов воспитания несовершеннолетних детей при раздельном проживании их родителей. Возможность расширительного толкования норм Семейного кодекса правоприменителями приводит к многочисленным случаям нарушений прав несовершеннолетних граждан и их родителей.
Законопроектом предусмотрено:
1) уточнение перечня прав несовершеннолетних лиц и конкретизация механизмов их реализации в различных жизненных ситуациях (статьи 54, 55, 56, 59, 60 Семейного кодекса);
2) закрепление преимущественного права на воспитание ребёнка, защиту его прав и законных интересов, на определение его места жительства за родственниками ребёнка – совершеннолетними полнородными и неполнородными братьями и (или) сестрами ребёнка, родственниками по прямой восходящей линии (дедушками, бабушками, прадедушками, прабабушками), совершеннолетними полнородными и неполнородными братьями и (или) сестрами родителей ребёнка, их совершеннолетними детьми (двоюродными братьями и сестрами ребёнка) в случаях смерти обоих родителей ребёнка и (или) утраты обоими родителями (единственным родителем) своих родительских прав (статья 54 Семейного кодекса);
3) обеспечение возможности с письменного согласия обоих родителей временного проживания ребёнка у совершеннолетних лиц из числа его родственников, на общение с которыми ребёнок имеет право, установленное Семейным кодексом (статья 55 Семейного кодекса);
4) уточнение порядка осуществления родительских прав родителями несовершеннолетних детей, в том числе в ситуациях их раздельного проживания (статьи 61, 65, 66 Семейного кодекса);
5) актуализация перечня оснований для лишения лиц родительских прав и перечня оснований для ограничения родительских прав родителей (статьи 69, 73 Семейного кодекса);
6) уточнение процедуры рассмотрения судебных дел о лишении родительских прав и об ограничении родительских прав (статьи 70, 73 Семейного кодекса);
7) установление порядка действий при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью – в части действий при непосредственной угрозе жизни ребёнка и (или) его здоровью, при чрезвычайной ситуации, в случае угрозы жизни или здоровью ребёнка вследствие совершения противоправного деяния со стороны неустановленного лица, а также в случае, если ребёнок нуждается в медпомощи (статья 77 Семейного кодекса);
8) исключение понятия «отобрание ребёнка», закрепление недопустимости принудительного исполнения решений, связанных с отобранием ребёнка (статьи 77, 79 Семейного кодекса);
9) упорядочивание функций, возложенных на органы опеки и попечительства (статья 59, 67, 77, 78, 79 Семейного кодекса);
10) внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части уточнения перечня лиц, имеющих право обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда (статья 23);
11) приведение в соответствие с изменениями в Семейном кодексе положений Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в части, касающейся разрешения в судебном порядке вопроса о возможности выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего ребёнка при заявлении родителя несовершеннолетнего о несогласии на его выезд из Российской Федерации (статья 21).
Принятие законопроекта позволит обеспечить эффективную защиту прав детей, укрепить институт семьи, повысить доверие граждан к институтам публичной власти, и тем самым обеспечить партнерство государства и семьи в решении государственных задач обеспечения благополучия каждого ребёнка, каждой отдельной семьи и государства в целом.