Один умный и опытный человек рассказал мне о так называемом «синдроме жены моряка». Это когда муж надолго уходит в море, и жена остается одна с детьми. Для таких семей, длительное время существующих раздельно, характерно немало специфических проблем. Но не о них сейчас речь.
Речь должна идти о проблемах семей, в которых мужья ушли на СВО – и вернулись. Казалось бы, слава Богу: муж, отец вернулся домой! Впереди – долгая и счастливая жизнь! Но реальность может оказаться иной, и общество, государство должны быть готовы к ней.
Начать с того, что на СВО уходят мирные люди: учителя, маркетологи, шоферы, предприниматели... А возвращаются оттуда – штурмовики, воины с боевым опытом, пережившие очень многое, получившие совершенно новый, боевой опыт, который будет определять их отношение абсолютно ко всему и ко всем.
Это значит, что жены провожали одних людей, близких и знакомых, ласковых, любимых, а встречать будут совсем других: незнакомых, жестких, даже жестоких, носителей представлений и ценностей, сильно отличающихся от того, в чем и чем живут люди вне войны. Более того, жены не только провожали, но и ждали – и ждут – своих прежних, милых и привычных мужей. И солдаты, воюющие на СВО помнят своих прежних жен, ждут встречи именно с ними – с такими, какими сохранились они в памяти. Но ведь и жены здесь, в мирной жизни, прошли свой путь, приобрели собственный опыт, стали иными... И им всем предстоит встреча не с идеальными образами, хранимыми памятью, а с реальными людьми.
Какой будет эта встреча? Каким будет их новое знакомство? Смогут ли они восстановить или заново построить свои отношения?
Да, момент встречи обязательно будет радостным. Но что и как будет потом?
Это «потом» ни в коем случае нельзя отдавать на волю случая, полагая, что все само собой устроится. Семьям, пережившим долгую разлуку, связанную с СВО, необходима активная, профессиональная поддержка и помощь.
И речь не идет об очередной порции денег. Слава Богу, наше государство не скупится на выплаты и участникам СВО, и их семьям, детям.
Речь идет прежде всего о психологической помощи. Жен наших бойцов нужно готовить к встрече с этими бойцами. Было бы правильно создать по всей стране сеть психологических консультаций, где велся бы учет семей участников СВО и где семейные и военные психологи вели бы такую работу, объясняли бы, какие трудности могут ожидать семьи солдат, вернувшихся с войны. Как работать с их психологическими травмами, как помогать забыть пережитый страх, смерть товарищей. Как с пониманием относиться к непривычным, странным на взгляд мирного человека поступкам, реакциям.
Нужно отдавать себе отчет, что, к сожалению, возможет всплеск бытового и семейного насилия. И надо понимать, как с этим работать. В частности, как адаптировать практику применения к этой реальности законов о семейном насилии, принятых до СВО.Было бы очень правильно активно привлекать к такой работе не только психологов, но и духовных лиц, священников, мулл. Они своим авторитетом, своей постоянной заботой о душах своих прихожан могли бы оказать неоценимую помощь и людям, и общественным и государственным организациям.
После нашей победы в СВО нам всем предстоит долгий и непростой период восстановления. И речь должна идти не только о восстановлении городов, инфраструктуры, экономики на пострадавших от военных действий территориях. Обязательно нужно позаботиться и о восстановлении душевного и семейного благополучия тех, кто принимал и принимает непосредственное участие в СВО. Думаю, партия Новые Люди могла бы стать инициатором такой работы.