Банки не должны наживаться на умерших

Важно

Татьяна Старшинина

18 ноября 2022 г.

Мобилизация вскрывает все старые раны, которые до этого таились много лет, незаметные для глаз большинства. Проблемы, которые вскрываются лишь потому, что теперь к этим вопросам приковано всё внимание общества.


 

Увы, специальная военная операция проходит не без потерь, и некоторые защитники Родины не смогут вернуться домой, и этот печальный факт запускает целый механизм юридических процедур, во время которых несчастные родственники могут столкнутся с несправедливостью, обманом, и желающими нажиться на трагедии дельцами.


 

Внимание к этой теме началось с обращения одной юной девушки. В начале 2020 года от ковида скончалась ее бабушка, а затем 45 летняя мама, не оставив по наследству ничего кроме долгов. Чтобы унаследовать половину квартиры бабушки (вторая половина изначально принадлежала девушке), пришлось принять на себя долговую нагрузку мамы. Нотариус сразу же обратился в банк с сообщением об открытом наследстве, банк сообщил сумму кредитной задолженности мамы, однако за наследством в тот момент не обратился. Банк подождал 2 года и подал на девушку в суд, однако к этому моменту сумма задолженности за счет «накрученных» банком процентов выросла вдвое. И оказалось, что банки регулярно так поступают, но самое страшное в этой ситуации то, что они ИМЕЮТ ПРАВО так поступать, а суды не рассматривают это как злоупотребление.


 

Для всех остальных обязательств смерть человека является некоторой точкой, на которой все расчеты останавливаются: заканчивается действие обязательств, на дату смерти оценивается стоимость наследственного имущества… Но почему-то в последнее время данное правило не распространяется на банковские кредиты. Банк не ограничивается суммой задолженности, а продолжает «накручивать» проценты, и с этой целью, не торопится обращаться к наследникам за долгами, ведь чем дольше банк ждет, тем больше процентов он получит. Закон неявно, но позволяет данным правом злоупотреблять, а судебная практика, которая до 2016 года была на стороне наследников в последние годы резко и однозначно «развернулась» в сторону банков.


 

В наиболее трудной ситуации оказываются нетрудоспособные родственники умершего (дети, жена в декрете, родители-пенсионеры), которые являются наследниками части квартиры в которой проживают. Они не могут отказаться от вступления в наследство – им больше негде жить… и тогда долги ложатся на них непосильным грузом.


 

Не понятно почему банкам предоставлено такое право. Ведь если мы говорим о том, что наследникам переходят права и обязанности по договору, то наследник в данном случае должен был бы платить согласно графику платежа. Но нет. Банк забирает всю сумму долга единовременно на день смерти наследодателя с процентами и штрафными санкциями и плюс продолжает начислять проценты, причем до даты, КОГДА он соизволит за этими процентами обратиться. И здесь банки, как показывает практика не торопятся.


 

Когда мы наследуем, мы, по общему правилу наследуем всё имущество, включая долги, причитавшиеся покойному на момент смерти. И по идее, перед вступлением в наследство получатель имеет право ознакомиться со всем, что его ждёт в дальнейшем.

Это логично, ведь иногда массив долгов значительно превышает получаемое в наследство имущество, и тогда имеет смысл гражданину от наследства отказаться – не брать на себя ответственность, с которой тот может и не справиться.


 

Однако вот в чём загвоздка – у банков на уведомление получателя наследства об имеющихся у покойного перед ними долгах, имеется окно в три года. Этот срок значительно превышает 6 месяцев, отведённые законом на оформление и получение наследства.


 

Таким образом долг может свалиться на человека – как снег на голову, и через два года после вступления в наследство. И если бы дело было только в этом, банки начисляют за весь указанный период проценты и пени, как если бы должник знал об имеющемся долге, и злостно уклонялся от платежей.


 

Система эта безусловно порочна, и банки безусловно злоупотребляют своей возможностью, используя её не в интересах наследополучателя, а с корыстной целью увеличения собственной выгоды. Возникает вопрос – что делать?


 

Необходимо законодательно оградить людей от подобных злоупотреблений банка:

- прежде всего, приравнять задолженности перед банками и другими кредиторами к остальному наследственному имуществу, и учитывать его размер на день смерти наследодателя, ведь банк осуществляет предпринимательскую деятельность и имеет право свои риски застраховать, в отличии от наследника;

- разработать систему оповещения банков об умерших должниках, дабы защитить права банков как добросовестных кредиторов;

- обязать банк заявлять о своих требованиях и притязаниях в период определения наследственной массы, если банк не отвечает на запросы нотариусов и выходит на связь позже установленного срока, он должен быть лишён права предъявлять требования к добросовестным наследополучателям, которые принимая наследство не знали о наличии дополнительных обязательств по кредитам.

Похожие статьи